w-shipunov@yandex.ru
ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА LXXXIV
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Центр развития культуры, библиотечного обслуживания, физической культуры и туризма Мариинско-Посадского городского поселения

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Шипуновы

    Приветствую Вас, Гость · RSS 26.12.2024, 17:35



    ТРУДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО   ЭРМИТАЖА
    LXXXIV
     Санкт- Петербург
    Издательство Государственного Эрмитажа
    2017

    ГЕРАЛЬДИКА:
    ИССЛЕДОВАНИЯ  И  ПРАКТИКА
    Материалы  научной  конференции
    19 – 20 февраля 2016 года

    стр. 117   по стр. 135

    12 стр. цветных  вкладышей, из них 8 стр. с рисунками гербов Вадима Шипунова

     
    ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ
    ОФИЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

     
    Белова Герта Витальевна
    аспирант Чебоксарского кооперативного института (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации
    высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

    г. Чебоксары

    Совершенствование системы местного самоуправления в России в начале XX века привело к более четкому обозначению правового статуса публично-правового образования, визуальным выражением которого является наличие официальных  символов – герба и флага. Однако, отставание правового регулирования от бурного процесса герботворчества по территориальной символике в 1990-е годы отразилось на противоречивом характере геральдического процесса во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и   Чувашской Республики.
    Представляется, что локальный опыт чувашского региона по изучению процесса юридической институциализации официальной символики муниципальных образований является важным  для понимания  теоретико-правовых  основ формирования современной российской геральдики. Общие проблемы геральдики отражаются в  частном, а решение частных проблем раскрывает путь  для развития геральдической системы в целом.
    Для современного этапа чувашской геральдики характерно  перерастание эмпирического уровня  развития научной дисциплины к теоретическому анализу.  В основе историографических источников по геральдике Чувашской Республики на сегодняшний день преобладающую роль играют  статьи периодических изданий (республиканских и местных) об официальной символике, в основном,  информативного или познавательного характера. Первое официальное издание по современной символике Чувашии появилось в 1995 году, которое ознакомило читателей с новыми атрибутами чувашской государственности: государственным гербом, государственным флагом и гимном [1]. В 2013 году издан справочник по гербам и флагам современной Чувашии, где представлена информация о действующих символах, официально зарегистрированных Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, к которым относится не только государственная атрибутика, но и геральдические символы городов и районов, сельских муниципальных образований, учебных учреждений и организаций  республики. Здесь воспроизведены изображения гербов и флагов, их геральдические описания, дается обоснование символики каждого публично-правового образования, а также выходные данные официальной регистрации [2].
    В настоящее время наблюдается возрастание интереса к территориальной официальной символике Чувашии  со стороны представителей научной среды. Появились статьи историков - архивистов В.Г. Ткаченко, С.В. Щербакова, раскрывающих процесс создания государственной и муниципальной символики Чувашской Республики. К сожалению, работы правового характера по проблеме чувашской геральдики практически отсутствуют. Можно отметить несколько публикаций кандидата юридических наук М.А. Кузьмина, раскрывающих частично проблему правового статуса муниципальных символов региона. В последнее время над проблемой легализации и легитимации официальной символики публично-правовых образований активно работает  автор данной статьи, напечатавшая ряд публикаций об особенностях современного герботворчества Чувашии [3].
    Легитимация определяется как юридический процесс обретения легитимности (правомочности) официального символа публично-правового образования, дающая право на придание документам юридической силы, чтобы удостоверить их подлинность. Формы легитимации официальной символики отличались в  разные исторические эпохи. На современном этапе необходимо отметить усложнение процедуры юридической институализации  официальной символики, которая состоит из двух этапов: 1) начальный этап связан с легализацией герба и флага – утверждением их на местном уровне; 2) завершающий этап отражает процесс легитимации, которая осуществляется в ходе регистрации визуальных знаков муниципалитета федеральным органом власти.
    Реалии  современного герботворчества в Чувашии с позиции легитимности официальной символики  позволили выявить ряд  проблем и тенденций в развитии  геральдики: 
    1. Необходимость приведения «исторических гербов»  Чувашии   в соответствие с геральдическими нормами.
    К  эпохе  правления  Екатерины II относится   зарождение геральдики чувашского края. Историческими гербами в Чувашии обладают четыре города – Алатырь (герб утвержден указом императрицы 22 декабря 1780 г.), Чебоксары, Цивильск и Ядрин (гербы утверждены 18 октября 1781 г.). (Приложение I.1) Нужно отметить особую процедуру легитимации городского герба в данный исторический период. Право на герб городу было закреплено законодательно в ст.28 Городового положения 1785 года. Герботворчество исходило сверху от верховной власти. Пожалование российским городам герба как официального отличительного знака в этот период стало массовым явлением. Легальность и легитимность герба наступали одновременно после утверждения монархом, что позволяло гербам уездных городов официально фигурировать на всех документах, исполненных в городских канцеляриях.
    В середине XIX века российское правительство провело  геральдическую реформу правового характер:   гербы  были приведены в соответствие с правилами европейской геральдики, унифицированы и систематизированы, введен новый способ отражения региональной принадлежности в вольной части  и способ отражения административного статуса с помощью внешних элементов герба. Однако, эта реформа не коснулась вышеозначенных гербов и они продолжали существовать в  двухчастной форме вплоть революционных преобразований начала XX  века.
    В ходе  административно-территориальной реформы в 20-е годы XX века вся дореволюционная символика была отменена. Советский период характеризуется своими символами,  которые геральдисты характеризуют как псевдогербы или гербовые эмблемы. В это период формируются ошибочные суждения о герботворчестве,  когда гербовая символика городов, в основном, играла роль «визитной карточки».
    В советское время из исторических гербов первым в Чувашии  был утвержден символ города Чебоксар - столицы Чувашии в 1969 году с многочисленными геральдическими нарушениями, через десять лет – герб Алатыря (1979 г.), еще через десять лет – герб Цивильска и Ядрина (1989 г.) по аналогии со столичным гербом, копируя все его ошибки. (Приложение I.2)
    Возрождение городской геральдики в 60-70-е годы происходит, в основном, на общественных началах, по инициативе местных органов власти к юбилейным датам основания поселений. Городские гербы в этот период обладают лишь признаком легальности, выполняя функцию  опознавательного знака, но не обладают легитимностью, правом обозначать административную деятельность местных органов власти, фиксировать юридический статус документов. В конечном счете, данная ситуация отражает настоящее положение местных Советов, не обладающих самостоятельностью и реальной властью, находящихся под жестким партийным контролем.
    В 1990-е годы совершен принципиальный  исторический поворот в геральдической сфере.  Восстановлен центральный  орган, регулирующий геральдическое пространство, как и в досоветский период. Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации встал на позиции признания дореволюционной геральдической системы. В ходе  политических преобразований в 90-е годы XX века возродился процесс установления официальных символов не только субъектов Российской Федерации, но и муниципальных образований, как признака их самостоятельности.  Административная  реформа  Российской Федерации в области местного самоуправления начала XXI века привела к  увеличению числа муниципальных образований – сельских, городских, районных, и  обозначила  проблему правового регулирования практической геральдики.
    Геральдическим Советом были составлены методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований. В современной России процесс легитимации герба как официального символа публично-правового образования завершается только после его государственной регистрации Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
    В Чувашии  ситуация с историческими гербами меняется благодаря геральдическому художнику В.Шипунову, которому удалось восстановить два исторических герба в новой геральдической интерпретации с соблюдением традиционных норм и правил. Гербы Цивильска (№ 965) и Алатыря (№ 5006)   внесены в ГГР РФ. Однако, исторические гербы столицы Чувашии Чебоксар и Ядрина до сих пор используются в советском варианте. (Приложение I.3)

    2. Другая тенденция, характерная для чувашской геральдики, заключается в продолжении копирования ошибок советской псевдогеральдики при разработке муниципальных гербов, следствием чего является   создание нелегитимных гербов (Приложение II.1,2). К сожалению, сформировавшийся менталитет восприятия советской эмблематики помешал  усвоению подлинного научного гербоведения, что привело к  созданию ряда  нелегитимных муниципальных  гербов – поселка Ибреси (1993),  Вурнары и Урмары (1996), г. Козловки (2001); районов: Шемуршинского (1996), Моргаушского (2002), Козловского (2002), Шумерлинского (2002), Аликовского (2007).  Многие муниципальные образования по аналогии с предыдущим периодом считают  достаточным принять символ только на местном уровне, что приводит только к легализации официальной символики, но не к легитимации. Можно отметить, что на тот момент в Чувашии еще не утвердилось верное понимание геральдики как науки и как фактора геральдической культуры, поэтому все вышеперечисленные символы наследовали ошибки советской псевдогеральдики: наличие даты основания, наименования, каймы, тиражирование национального узора в виде трех листов дуба, наложение цвета на цвет и т.д. Многочисленные нарушения геральдических правил, применение цветовой гаммы российской символики, неумелое сочетание геральдических фигур, неграмотное составление геральдического описания (блазона) – не позволили  вышеперечисленным гербам пройти геральдическую экспертизу для государственной регистрации и  войти в правовое геральдическое пространство России. Таким образом, геральдический процесс юридической институализации официальной атрибутики остался незавершенным.

    3. Можно отметить позитивную тенденцию расширения процесса создания  муниципальной символики Чувашии легитимного характера. Новое направление чувашского герботворчества связано с именем геральдического художника Вадима Анатольевича Шипунова. Ему удалось вырасти из рамок советской псевдогеральдики и утвердить подлинно научное направление в развитии муниципальной символики Чувашии. В настоящее время им создано более ста муниципальных символов городских, районных, сельских поселений Чувашской Республики.
    Современное законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении обозначило не только право муниципальных образований на официальные символы (герб, флаг), но и закрепило правовую норму, что при разработке официальных символов необходимо соблюдать  геральдические правила, и обязательство пройти регистрацию для окончательной легитимации символа. Таким образом, все официальные символы муниципальных образований, утвержденные на местах, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством. Задача государственной регистрации официальных символов муниципальных образований – обеспечить официальным символам муниципальных образований легитимность (правомочность),  юридическую защиту, закрепление правового статуса  официальных символов и введение их в единое геральдическое пространство.
    4. Следующая  тенденцию также можно охарактеризовать как позитивную, которая определяется осознанием части местных органов власти несовершенства своих нелегитимных гербов и их пересмотра,   принятия ими решений о создании новых атрибутов в соответствии с требованиями современного законодательства и   правилами  традиционной геральдической науки (приложение III). В 2005 году поменял нелегитимный герб с колбой 1993 г. город Новочебоксарск. Село Порецкое также привело свой символ в 2011 году в соответствии с геральдическими правилами. Часть районных муниципальных образований Чувашии также отказались от гербовидных эмблем и решили самоутвердиться   с полноценной символикой -  Батыревский (2007), Урмарский и Красночетайский районы в 2009 году. Все эти гербы переделаны и приведены в соответствие с геральдическими нормами художником В.Шипуновым, что позволило пройти федеральную регистрацию  и включить их в ГГР РФ.  (приложение III.1).
    4.Следующее направление, новое как для российской, так и для чувашской геральдики, отражает процесс постепенного вовлечения в герботворчество сельских муниципальных образований республики (приложение V). Новый этап реформы местного самоуправления 2003-2006 гг. привел к увеличению количества муниципальных образований в республике примерно в десять раз.
    Произошло формирование органов местного самоуправления не только в районах и городах, но и на уровне сельских административно-территориальных единиц, получивших статус сельских муниципальных образований. Новообразованные муниципальные поселения также получили право  устанавливать свои официальные символы.
    Впервые этим правом в Чувашской Республике воспользовались на родине космонавта А.Г.Николаева. В ходе реформы местного самоуправления в  Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики были сформированы одно городское и одиннадцать сельских поселений. Самым первым среди сельских муниципальных образований не только Чувашии, но и  России зарегистрировало свои символы   Шоршелское сельское поселение. Официальные символы были утверждены решением Собрания депутатов Шоршелского сельского поселения  24 ноября 2006 г., а свидетельство о регистрации в ГГР РФ получено 22 февраля 2007 г. с присвоением регистрационных номеров 2822 и 2823.  Главной фигурой герба был изображен серебряный сокол в голубом поле, так как позывным космонавта А.Г. Николаева был пароль «Я – Сокол!». Два серебряных ключа образно символизируют родники,  ведь Шоршелы в переводе с чувашского означают «светлые ключи». 
    В 2007 году легитимизировали муниципальные символы два сельских поселения района – Октябрьское (в ГГР РФ №№ 3510, 3511) и Бичуринское (в ГГР РФ №№ 3514, 3515), остальные восемь сельских поселений обрели герб и флаг в следующем 2008 году [4]   (приложение V.1).
     Важно указать и на роль нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере геральдического обеспечения муниципального образования, к которым относятся - Устав муниципального образования; Решение Собрания депутатов муниципального образования об утверждении официальных символов; Положение о муниципальном символе (гербе, флаге).
    Примеру Мариинско-Посадского района последовал Красноармейский район -  родина основателя чувашской геральдики Элли Юрьева. Девять сельских поселений Красноармейского района Чувашской Республики в 2008-2010 годах  утвердили свои официальные символы с занесением в ГГР РФ: Алманчинское (2010), Большешатминское (2010), Исаковское (2008), Караевское (2009), Красноармейское (2008), Пикшикское (2008), Убеевское (2008), Чадукасинское (2009), Яншихово-Челлинское (2010)  (приложение V.2). Также получили государственную регистрацию двенадцать сельских поселений Комсомольского района (2013-2014 гг.): Александровское, Альбусь-Сюрбеевское, Асановское, Кайнлыкское, Комсомольское, Новочелны-Сюрбеевское, Полевосундырское, Сюрбей-Токаевское, Тугаевское, Урмаевское, Чичканское, Шераутское (приложение V.3); двадцать четыре сельских поселения Канашского района (2014-2015 гг.): Асхвинское, Атнашевское, Ачакинское, Байгильдинское, Вутабосинское, Караклинское, Кошноруйское, Малобикшихское, Малокибечское, Новоурюмовское, Новочелкасинское, Сеспельское, Среднекибечское, Сугайкасинское, Тобурдановское, Ухманское, Хучельское, Чагасьское, Шакуловское, Шальтямское, Шибылинское, Шихазанское, Ямашевское, Янгличское (приложение V.4 и 5),  а также ряд одиночных сельских муниципальных образований других районов: Староурмарское Урмарского района (2009), Старочукальское  Шемуршинского района (2010), Ярославское  Моргаушского района (2011).

    5. Характерной чертой шипуновского герботворчества является комплексная разработка официальных символов муниципального образования – герба и флага. Г.Калашников подчеркнул данную тенденцию современного герботворчества, что важной особенностью современной муниципальной символики стало применение муниципальных флагов, не известных старинной геральдической традиции, что Геральдический совет с 1994 года стал жестко придерживаться  единого принципа: флаг должен строиться на основе герба, представлять собой собственно герб, вписанный в границы полотнища [5, 23].
    Геральдический совет в своих методических рекомендациях разъясняет, что герб  относится к главному официальному символу и   является основным средством визуальной идентификации муниципального образования, а  флаг является вторым по значимости основным официальным символом и строится на основе герба. Флаг служит средством визуальной идентификации муниципального образования в тех случаях и ситуациях, когда для данной цели невозможно или недостаточно  использование герба. Флаг представляет собой полотнище с установленным сочетанием цветов и фигур, составленное по вексиллологическим правилам и употребляемое в установленном порядке.
    Для Чувашии на современном этапе характерна тенденция создания тандема официальных символов – герба и на основе главного атрибута разработка флага, которые визуально обозначают официальный статус муниципального образования. В качестве примера можно перечислить те муниципальные образования, которые обладают легитимным официальным символом: городские -   флаг Алатыря внесен в ГГР РФ (№ 5007 в 2009 г.),  флаг Мариинского Посада - (№ 578 в 1999 г.), флаг Новочебоксарска – (№1800 в 2005 г.); районные  - Батыревский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Цивильский, Урмарский,   Яльчикский, Комсомольский, Канашский, а также все вышеперечисленные сельские муниципальные образования, обладающие как официальным гербом, так и официальным флагом.
    Современная геральдика требует четкого нормативного установления знакового обозначения муниципального образования. Результатом практической деятельности герботворчества и процесса юридической институализации муниципальной символики Чувашии на сегодня  является:   а) два исторических герба приведены в соответствие нормам геральдической науки и легитимизированы; б) из девяти городов Чувашии четыре обладают легитимными гербами:   Алатырь, Новочебоксарск, Цивильск, Мариинский Посад; в) из 21 района легитимной символикой обладают девять; г) из 21 района полностью разработаны официальные символы сельских   муниципальных образований четырех районов Чувашии: Мариинско-Посадского, Красноармейского, Комсомольского и Канашского.
    Герб как официальный символ обозначает суверенные права и юрисдикцию органов власти местного самоуправления, целостность его территории. В этом качестве муниципальный герб используется в деятельности и делопроизводстве органов власти местного самоуправления. Муниципальный герб, обладающий легитимностью, воспроизводится на печати представительного органа местного самоуправления, бланках документов, грамот, дипломов, официальной печатной продукции, в должностном знаке главы администрации, на зданиях (фасадах или вывесках), в залах заседаний и служебных кабинетах руководителей муниципальных органов местного самоуправления, на указателях границ муниципального образования. Осознание значимости легитимности и правомочности основного официального символа муниципального образования на современном этапе позволяет со всей ответственностью подходить к созданию и утверждению данного представительского атрибута.
    Можно констатировать расширение процесса создания легитимных гербов - официальных символов муниципальных образований, созданных  с учетом правил гербоведения и современного законодательства и  включенных в Государственный геральдический регистр Российской Федерации (далее ГГР РФ).

     
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
    1. Государственные символы Чувашской Республики. (The national emblem of the Chuvash Republic) / Сост. А. П. Павлов, Э. М. Юрьев/. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. - 30 с.: ил.
    2. Гербы и флаги современной Чувашии. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2013. – 175 с.: ил.
    3. См.: Белова Г.В. Легальность герба публично-правовых образований как юридическая категория // X международная научно-практическая конференция «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия». – Новосибирск, 2015. -  17-18 апреля - № 3 (10). – Часть 7. - С.96 – 98; Белова Г.В. Актуализация проблем правовой геральдики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы I международной научной конференции «Проблемы науки и научного познания». – М., 2015. – 22-23 апреля. - №4 (75). – Ч.IV. – С.88 – 91; Белова Г.В. Геральдическое описание герба как необходимый структурный элемент правового акта об официальном символе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2015.- №5 (76). – Ч.II. – С.16 – 19; Белова Г.В. Геральдико-правовой анализ документации и проектов герба Ядринского района Чувашской Республики //    Международный научный журнал «Science Time». –Казань, 2015. -  №7 (19). – С.36 – 50; Белова Г.В. Геральдико-правовой анализ эскизов герба города Канаш Чувашской Республики // Международный научный журнал «Science Time». – Казань, 2015. -  №8 (20). – С.30-41; Белова Г.В. Геральдико-правовые основы муниципальной символики Мариинско-Посадского района Чувашской Республики // Современные концепции научных исследований: Сборник научных работ XVI  международной научно-практической конференции. – М., 2015. – 24-25 июля. - № 7. – Часть 5. – С.89-92; Белова Г.В. Законодательные основы реализации правовых функций муниципального герба //  Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук [РИНЦ] (научный журнал № 9 (80) сентябрь 2015, часть II. – С.79-83; Belova G.V. Legality and legitimacy – intrinsic criteria of the coat arms as official symbol / Sience and Education [Text]: materials of the IX international research and practice conference, Munich, October 1-2, 2015 / publishing office Vela Verlag Waldkreibung – Munich – Germany, 2015. – s. 73-75 и др.
    4. См.: Решение Собрания депутатов об утверждении муниципальных символов сельского поселения: Аксаринского от 21 августа 2008 г.№ С-31/1 (в ГГР РФ №№ 4336, 4337); Большешигаевского от 25 июня 2008 г. № С-28/3 (в ГГР РФ №№ 4344, 4345); Карабашского  от 8 августа 2008 г. № С-27/5 (в ГГР РФ №№ 4348, 4349); Кугеевского от 8 августа 2008 г. № С-29/2 (в ГГР РФ №№ 4346, 4347); Первочурашевского от 8 августа 2008 г. № С-30/5 (в ГГР РФ №№ 4342, 4343); Приволжского от 8 августа 2008 г. № С-29/4 (в ГГР РФ №№ 4338, 4339); Сутчевского от 15 августа 2008 г. № С-30/1 (в ГГР РФ №№ 4340, 4341); Эльбарусовского от 8 августа 2008 г. № С-34/4 (в ГГР РФ №№ 4334, 4335).
    5. Калашников Г.В. Территориальная геральдика в деятельности Геральдического совета при Президенте Российской Федерации (1992-2008) // Символика – этнос – государственность: Материалы научно-практической конференции. – М., 2008. – С.20-38.
     
    Copyright Вадим Шипунов © 2024  Компьютерная графика - Дмитрий Шипунов
    Сделать бесплатный сайт с uCoz