Интерпретация исторического герба города Чебоксары
На месте нынешнего города еще на рубеже XIII-XIV вв., как выяснили археологи в результате проведенных в 1969-1973 гг. раскопок, существовало болгаро-чувашское укрепленное поселение городского типа.
Самое раннее упоминание о городе относится к маю 1469 года и связывается с походом русских войск под предводительством воеводы Ивана Димитриевича Руна под Казань.
В 1781 году при образовании Казанского наместничества г.Чебоксары стал его уездным центром и 18 октября был пожалован гербом Екатериной Великой.
Как и большинство российских гербов, утвержденных в то время, герб имел особую двухчастную форму: в верхней части щита – герб Казани «во означение того, что город принадлежит к Казанскому наместничеству».
В нижней части – «пять летящих в золотом поле диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно». Составителем герба является А.А.Волков, исполнявший обязанности Герольдмейстера геральдической службы России в 1777-1783 г.г.
Именно А.А. Волкову 15 губерний обязаны составлением городских гербов, которые и удостоились высочайшего утверждения.
В таком виде герб просуществовал с 1781 года по 1857 год.
Только в течение этого срока сохраняла силу верхняя часть с казанским гербом. Эта деталь действительно присутствовала в первоначальном гербе 1781 года, причем указывала не только на принадлежность города Казанскому наместничеству, но и полное подчинение городских властных учреждений наместническим и губернским; согласно формуле, введенной позднее, при Николае I, это был герб Казанской губернии для города Чебоксары.
Собственно городским гербом была геральдическая композиция в нижней половине щита. Теоретически уже в период с 1781 по 1857 год эта композиция могла в качестве сокращенного герба города употребляться без казанской символики и занимать весь щит.
В 1857 году указом Александра II были отменены верхние губернские половины в городских гербах, и под губернскую символику были отведены т.н. вольные части (четырехугольные поля в углах щитов), а городской герб как таковой распространялся на все пространство щита. Эта реформа отражала рост внимания к собственному статусу города, к городскому обществу. Если город выходил из состава губернии, вольная часть с гербом этой губернии исключалась автоматически.
Позднее городские гербы остались неотмененными - поскольку официально не были отменены или признаны утратившими силу ни Временным правительством, ни советской властью сами законодательные акты Российской Империи об учреждении гербов городов. Данные акты и утвержденные ими гербы с формально-юридических позиций остаются действующими до наших дней (что соответствует и государственной позиции Российской Федерации, признавшей себя официальным преемником всех государственных образований, существовавших на ее территории, в том числе – Российской Империи). Поэтому и чебоксарский герб сегодня имеет силу именно в версии, предопределенной реформой 1857 года - без казанской верхней половины. Это и есть исторический герб города - плод непрерывного, органичного исторического развития.
Восстановление верхних половин с региональной символикой в гербах городов явилось бы сегодня геральдико - правовым абсурдом, т.к. выразило бы включение муниципальных органов в государственные властные структуры, подчинив самоуправление государству (что противоречит и Конституции России, и местным уставам.) В случаях, когда внесение региональной символики в муниципальный герб позволено региональным законодательством, Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации неизменно предлагается расположить эту символику в вольной части. Вольной частью называется прямоугольник, площадью менее четверти от площади щита, несущий изображение иного герба и помещаемый, как правило, в верхнем геральдически правом ( т.е. левом для наблюдателя, стоящего лицом к щиту), в отдельных случаях – геральдически левом углу щита ( т.е. правом для наблюдателя, стоящего лицом к щиту). В исключительных случаях, диктуемых композицией герба, вольная часть может примыкать к сторонам щита в иных местах.
В Чувашской Республике такая символика предусмотрена (она перекликается с гербом Республики и прямо воспроизводит символику флага) и даже является обязательной; при этом республиканский Закон содержит формулировку, которая допускает расположение общечувашской символики в вольной части муниципального герба.
Сегодня правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу, так как старинные гербы (то есть официально утвержденные до 1917 г.) имеют безусловный приоритет.
Принятию решения о восстановлении в употреблении исторического герба предшествовала основательная проработка истории данного герба, цель которой – выявление и изучение всех форм, в которых существовал герб в исторической ретроспективе. Необходимо было определить «знаковое ядро» (то есть собственно герб, композицию, неразрывно связанную с владельцем) и удалить неуместные в современных условиях элементы обрамления и демонстрации региональной принадлежности, заменив их элементами, отвечающими требованиям настоящего времени.
Тут речь идет не о составлении какого-либо нового герба, а о корректировке, усовершенствовании рисунка и описания. Такая работа была уже начата автором современной версии герба г. Чебоксары Э.М.Юрьевым. Эта тема плодотворно обсуждалась им с экспертами Геральдического Совета при Президенте РФ. Он намеревался самостоятельно провести корректировку чебоксарского герба, но, к сожалению, не успел.
В настоящее время с получением обширных прав органами местного самоуправления исторические городские и земельные эмблемы получили второе рождение. Герб становится исключительно важным представительски-правовым, парадным, торжественным знаком, выражающим права и авторитет органов власти. Герб является главным официальным символом муниципального образования, и все прочие официальные символы муниципального образования строятся на его основе.
Назначение герба заключается в том, чтобы обозначать своего владельца (муниципальное образование). Герб выполняет ту же функцию, что и название, которое обозначает владельца средствами языка: устными (звуками) или письменными (буквами). Герб же обозначает владельца невербальными средствами, доступными образному зрительному восприятию – цветами и фигурами.
Функции герба определяются его назначением. Он обозначает владельца – муниципальное образование, визуально идентифицирует его, как субъект права и территориальную единицу. Служит символом прав местного самоуправления, а соответственно знаком, маркирующим деятельность органов самоуправления муниципального образования и результаты этой деятельности (правовые акты, решения, документы). Обозначает принадлежность к муниципальному образованию и связь с муниципальным образованием организаций, лиц и имущества. Исполняет функции парадной репрезентации муниципального образования и органов его самоуправления, служит эстетическим и моральным целям.
Гербы не имеют изобразительных эталонов. Единственным эталоном является его геральдическое описание (также называемое «блазон»), составляемое по специальным правилам с применением гербоведческой терминологии. В пределах соответствия описанию допускаются самые разнообразные художественные и дизайнерские интерпретации. Любое из них, точно соответствующее геральдическому описанию герба и выполненное с соблюдением основополагающих геральдических традиций, является полноценным и полноправным изображением герба. Лишь цвета, фигуры, их сочетания и повороты должны соответствовать гербоведческим правилам.
Необходимо также помнить, что узнаваемость герба определяют не богатое и пышное наполнение, не глубокий символический смысл и почтительное к нему отношение, а четкость, ясность и грамотность составления его композиции. А уважение к гербу определяется репутацией владельца герба.
Положение о гербе города должно предусматривать употребление герба в сокращении – без вольной части.
Сейчас можно услышать, что все старые гербы нужно оставить, как есть, так как они являются частью нашей истории. Традиционная символика, безусловно, имеет геральдический приоритет: но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств. При этом следует помнить, что герб не является графически неизменным. Герб не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам.
Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен.
Главной частью герба, частью неизменно принадлежащей владельцу и остающейся с владельцем вне зависимости, от перемен в его судьбе, является гербовый щит с помещенной на нем композицией. В составе герба могут также иметься дополнительные элементы – обрамление и вольная часть.
Обрамлением называются фигуры, помещаемые вокруг гербового щита.
Дополнительные элементы не могут вноситься в состав герба произвольно, они не являются его декоративным украшением. Дополнительные элементы в гербах муниципальных образований служат для обозначения административного статуса и региональной принадлежности гербов и могут вноситься только в соответствии со статусом и принадлежностью муниципального образования на основании единой системы знаков статусных и региональных различий, принятой в Российской Федерации. Такими элементами, указывающими на административный статус муниципального образования, можно назвать части обрамления, например, короны, щитодержатели и знаки наград. Короны являются главным элементом демонстрации административного статуса и представляют собой символические изображения установленной формы и цвета, соответствующие или близкие по виду к реально существовавшим коронам (головным уборам, являвшимся знаками суверенных правителей), или условные изображения, подобные коронам по внешним признакам и конструкции.
Следует помнить, что короны в гербах никогда не являлись и не являются символами монархического правления. Геральдическая корона – это знак определенного достоинства и прав самостоятельности. В этой связи короны с древнейших времен употребляются в гербах республик, городов, корпораций никак не связанных с монархией и монархами. В композиции герба корона изображается над гербовым щитом: либо приподнятой над верхним краем щита (не соприкасающейся с краем, но находящейся очень близко к нему), либо непосредственно соприкасающейся с верхним краем (надетой на щит).
Соответственно системе муниципальной организации России Геральдическим советом разработана система, в которой для каждого типа муниципальных образований предусмотрена корона определенного вида. Для столицы (административного центра субъекта Российской Федерации) предусмотрена золотая башенная корона о пяти зубцах, имеющая на обруче золотой лавровый венок. Для столиц республик в составе Российской Федерации вместо лаврового венка может использоваться полоса национального орнамента). Следует добавить, что город Чебоксары, являясь столицей Чувашской Республики, имеет право на щитодержателей, повышающих статус гербовладельца.
Щитодержатели – дополнительные элементы герба, указывающие на особенно высокий статус муниципального образования, связанный не только с определенными в законодательном порядке вопросами административной организации, но и с историческим, культурным, экономическим значением муниципалитета и его места в системе человеческих представлений о мире. Щитодержатели представляют собой изображения людей, ангелов, святых, человекоподобных существ, животных (реальных и фантастических млекопитающих, птиц, рыб, рептилий, земноводных) и чудовищ, стоящих по сторонам от гербового щита и поддерживающих его. Одновременно со щитодержателями в состав герба вводится «подножие» – условная поверхность, на которой они стоят (подножие необязательно, если в качестве щитодержателей использованы птицы или иные крылатые существа). Подножие обыкновенно изображается в виде зеленой земли или условной орнаментальной «подставки», но в отдельных случаях может иметь и более сложную форму.
В Российской Федерации использование щитодержателей в гербах муниципальных образований допускается только для:
1) муниципальных образований – центров (столиц) субъектов Российской Федерации;
2) муниципальных образований, имеющих право на исторический (законодательно утвержденный или употребляемый более 100 лет) герб, в составе которого имеются щитодержатели (или один щитодержатель);
3) городов-героев;
4) в особых случаях – муниципальных образований, имеющих островное расположение (занимающие всю территорию одного или нескольких островов), и традиции особого режима управления ввиду особой важности объектов, расположенных на их территории;
5) муниципальных образований, являющихся преемниками упраздненных субъектов Российской Федерации.
Муниципальное образование, чей герб со щитодержателями внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, сохраняет право на них независимо от перемен своего статуса.
Фигуры, обрамляющие щит герба г.Чебоксары- серебряный лебедь и серебряный дракон не искажают, а дополняют герб; их присутствие соответствует геральдическим нормам и традициям. Это - традиционный геральдический прием, не вызывающий возражений Геральдического Совета.
Белый лебедь - символ возрождения, чистоты, мудрости, поэзии, мужества, совершенства упоминается в древнетюркской мифологии, как и мифы о небесном змее селен. Во всех мифологиях это символ, связываемый с плодородием, землей, женской производящей силой, водой, дождем с одной стороны, и домашним очагом, огнем (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой.
Серебряный дракон под золотой короной Казанской губернии берет свое начало в гербе г.Чебоксары 1781 г.
Крылатые щитодержатели символизируют поистине звездную высоту, на которую поднял честь и достоинство чувашского народа один из первых пионеров космоса А.Николаев.
Знаки наград – дополнительные элементы герба, возможные к использованию в гербах тех муниципальных образований, предшественники которых были награждены правительственными наградами (орденами и медалями) в советское время. В обрамлении герба г.Чебоксары использована лента ордена Трудового Красного знамени.
Современное описание герба города Чебоксары несколько дополнено, оно гласит: «В золотом поле пять лазоревых летящих уток: две, одна и две. В левой вольной части - законодательно установленная символика Чувашской Республики. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца с обручем национального орнамента. Щитодержатели: серебряный лебедь с червленым клювом и лапами и с серебряными когтями, и серебряный дракон, коронованный золотом, с золотыми когтями и клювом; язык и жало на конце хвоста червленые. Щит обвит лентой ордена Трудового Красного знамени, служащей также подножием для щитодержателей».
В настоящее время все шире распространяется тенденция иметь не только земельный герб, но и флаг. Это сравнительно новое явление в отечественной геральдике, отечественной вексиллологии. В дореволюционной России практики существования губернских и городских флагов не было, это объясняется тем, что тогда города не имели суверенных прав, для обозначения которых на практике было необходимо использовать флаги.
Флаг является официальным символом муниципального образования и вместе с гербом составляет комплекс геральдического обеспечения муниципального образования. Он может разрабатываться и утверждаться после утверждения герба, либо одновременно в едином комплексе. Правом на флаг обладают муниципальные образования всех форм организации, имеющие собственный герб. Назначение флага в том, чтобы обозначать своего владельца (муниципальное образование) визуальным способом. Специфика назначения флага позволяет обозначить владельца зримо, так как флаг доступен обозрению с большого расстояния. В отличие от герба, обозначающего по преимуществу власть и властные полномочия, флаг является общедоступным в употреблении, наиболее объединяющим знаком. Функции флага определяются его назначением. Флаг обозначает территорию муниципального образования, здания, в которых располагаются органы местного самоуправления муниципального образования, организации и учреждения находящиеся в муниципальной собственности или муниципальном управлении, кабинеты должностных лиц и залы официальных заседаний муниципальных образований; собрания жителей муниципального образования, колонны и транспортные средства; служат средствами украшения и праздничной эстетики.
Поскольку флаг строится на основе герба, смысловое значение его композиции определяется толкованием символики соответствующего герба. Учитывая, что флаги используются на открытых пространствах и должны ясно распознаваться с расстояния, в ветреную и безветренную погоду, четкость композиции, оригинальность и читаемость флага являются важнейшим вопросом при его разработке, делая второстепенными вопросы толкования символики. Флаг муниципального образования должен строиться на основе герба соответствующего муниципального образования и либо точно воспроизводить композицию герба (что во всех случаях является безусловно предпочтительным), либо воспроизводить композицию герба с минимальной ее формализацией (упрощением или сокращением). На флаг муниципального образования не могут вноситься цвета и фигуры, которых нет в гербе соответствующего муниципального образования. Недопустимо, чтобы флаг имел самостоятельную композицию и расцветку. На него переносится только композиция щита герба соответствующего муниципального образования. Элементы обрамления герба (то есть находящиеся вне пределов (вокруг) щита короны, щитодержатели, венки и т.п.), а также вольная часть, демонстрирующая региональную принадлежность, не могут переноситься на флаг ни в каких формах.
Наилучшим решением вопроса о флаге любого муниципального образования является построение посредством точного воспроизведения на флаге композиции герба соответствующего муниципального образования. В данном случае полотнище становится условным гербовым щитом, в который вписываются поля и фигуры в соответствии с порядком их расположения на гербе. Все цвета флага точно воспроизводят цвета герба.
Геральдическое описание флага города Чебоксары: «Прямоугольное полотнище желтого цвета с отношением высоты к длине 2:3, воспроизводящее герб города: пять летящих к древку уток синего цвета, две вверху, одна по середине и две внизу».
Для проведения единой государственной политики в области геральдики Правительством России 20 февраля 1992г. была создана, а фактически восстановлена геральдическая служба, в сферу компетентности которой вошла и территориальная геральдика. Переподчинение службы Президенту России в 1994 году и учреждение Государственного регистра способствует систематизации и упорядочению использования официальных символов и отличительных знаков, повышению авторитета российской геральдики в целом, стимулирует ее дальнейшее развитие.
Все официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация официальных символов муниципальных образований осуществляется путем их внесения в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Государственный геральдический регистр ведет Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.
Законодательными актами, определяющим порядок регистрации, являются Указ Президента Российской Федерации «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» от 21.03.1996 N 403 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1273) и Распоряжение Президента Российской Федерации «О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» от 13.10.2003 N 471-рп.
Задача государственной регистрации официальных символов муниципальных образований – обеспечить официальным символам муниципальных образований, отвечающим требованиям единой государственной политики в области геральдики, государственное признание, юридическую защиту в федеральном масштабе, закрепление прав на символы за владеющими ими муниципальными образованиями и введение символов в единое федеральное информационное пространство.
На суд общественности, городского Собрания депутатов будут вынесены проекты, прошедшие экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ.
Описание утвержденного герба (блазон) составлено вместе со специалистами Геральдического Совета при Президенте РФ.